Полезно Знать

При посещении нашего сайта обратите внимание на раздел "Новое в законодательстве ЛНР", в котором вы сможете ознакомиться с важными для нашей отрасли правительственными документами.

Утверждены приказом
Министерства образования и науки
Луганской Народной Республики
от 27 августа 2018 № 793-од

Методические рекомендации
по организации работы музеев, музейных комнат, музейных уголков в образовательных организациях (учреждениях) общего и среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
на 2018-2019 учебный год

 

Музей, музейная комната, музейный уголок образовательной организации (учреждения) Луганской Народной Республики (далее - музей) - структурное подразделение образовательной организации (учреждения) Луганской Народной Республики, выполняющее образовательно- воспитательные задачи музейными средствами и ведущее патриотическую, историко - культурную и нравственную деятельность.

Настоящие методические рекомендации адресованы для использования в работе руководителями образовательных организаций (учреждений) общего и среднего профессионального образования.

1. Общие положения

1.1. Музей образовательной организации (учреждения) Луганской Народной Республики организуется в целях образования, воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся, а также сохранения историко-культурного и природного наследия Луганской Народной Республики.

1.2. Профиль и направления деятельности музея определяются образовательной организацией (учреждением).

1.3. Музеи образовательных организаций (учреждений) могут обращаться за получением научно - методической и консультативной помощи к научным организациям и музеям Луганской Народной Республики.

1.4. Экспозиции и фонды музея могут использоваться в образовательном процессе, в организации и проведении массовых мероприятий.

2. Организация и деятельность музея

2.1. Музей в образовательной организации (учреждении) является результатом краеведческой работы обучающихся и педагогических работников.

2.2. Непосредственным организатором музея является образовательная организация (учреждение), в которой будет функционировать музей.

2.3.При присвоении образовательной организации (учреждению) имени выдающегося человека, в экспозиции музея отражается поисковая работа по увековечиванию профессиональной и общественной деятельности человека, имя которого присвоено образовательной организации (учреждению).

2.4. Профиль музея образовательной организации (учреждения) определяется тематикой, на основе которой строится его основная экспозиция и может быть:

историческим — военно-историческим, истории городов и районов, населенных пунктов, образовательных организаций (учреждений);

краеведческим - музей комплексного профиля, в котором собраны коллекции, касающиеся не только истории, но и природы;

этнографическим - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;

художественным - литературные, искусствоведческие, которые основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства;

естественнонаучным - геологические, биологические, зоологические, экологические, которые создаются с целью более углубленного изучения природы родного края;

техническим - музеи, посвященные истории развития техники. Связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.

2.5. Жанр музея определяется потребностями и спецификой образовательной организации (учреждения), а также степенью интеграции в образовательный процесс (музей - экспозиция, музей - выставка, музей - мастерская, музей - студия, музей - лаборатория, музей - клуб, музей - театр, музейный центр, музей - игротека, музей - экскурсионное бюро и т.д.).

3. Основные формы деятельности

3.1. Музей образовательной организации (учреждения) может осуществлять следующие виды деятельности:

изучение родного края, в том числе с организацией и проведением походов;

научно - исследовательская работа;

комплектование, учет, описание, хранение предметов фонда музея;

экспозиционно-выставочная деятельность на территории образовательной организации (учреждения) и выездного характера;

научно-образовательная деятельность;

научно-исследовательская деятельность по изучению музейных предметов;

просветительская работа;

методическая работа и разработка рекомендаций по проведению тематических мероприятий;

информационная деятельность;

3.2. Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией, к которым относятся:

учебные занятий в музее;

занятия в аудиториях с использованием музейных предметов;

тематические лекции;

беседы;

экскурсии;

театрализованные действия;

выставки;

научные чтения;

конференции;

консультации;

семинары;

клубы;

тематические вечера;

уроки мужества;

дни профессий;

фольклорные и Исторические праздники;

конкурсы;

исторические игры;

квесты.

3.3. Мероприятия, проводимые на базе музея образовательной организации или с участием его экспозиций (фондов), фиксируются на протяжении учебного года (приложение № I).

3.4. При организации посещения музея образовательной организации (учреждения) обучающимися (приглашенными лицами) информация о посещениях музея фиксируется на протяжении учебного года, включая каникулярное время (приложение № 2).

4. Руководство деятельностью музея

4.1. Непосредственное руководство деятельностью музея осуществляет работник образовательной организации (учреждения), назначенный приказом руководителя образовательной организации (учреждения) Луганской Народной Республики.

4.2. В целях реализации задач деятельности музея образовательной организации (учреждения) может быть создан актив музея, который может включать в себя:

административно - педагогических работников образовательной организации (учреждения);

педагогических работников образовательной организации (учреждения);

представителей родительской общественности;

представителей образовательных организаций (учреждений) дополнительного образования;

обучающихся из числа форм ученического самоуправления, представленных в общеобразовательной организации;

приглашенных лиц, оказывающих помощь практического и представительского характера в вопросах сохранения и развития музея.

4.3. Решения по вопросам перепрофилирования и ликвидации музея принимаются администрацией образовательной организации (учреждения).

5. Обеспечение учета и сохранности материалов

5.1. Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд музея образовательной организации (учреждения). В состав фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно - воспитательном процессе.

5.2. В основной фонд музея входят:

вещественные памятники - орудия труда, предметы быта,

сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично - заводских изделий, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки; памятники и скульптуры, находящиеся на территории образовательной организации (учреждения);

изобразительные - произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;
письменные - газеты, книги, журналы, листовки, документы, письма, дневники, записные книжки.

5.3. В состав научно - вспомогательного фонда музея входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции:

схемы;

диорамы;

муляжи;

модели;

тексты;

репродукции;

аудио и видео материалы;

фотографии массового производства;

скоропортящиеся образцы;

экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.

5.4. Учет музейных предметов осуществляется в фиксированной форме (приложение № 3).

5.5. Учет музея образовательной организации (учреждения) должен обеспечивать сохранность самого предмета и сохранность сведений, имеющихся о предмете.

5.6. Ответственность за сохранность музейных предметов (фондов музея) несет руководитель образовательной организации (учреждения).

5.7. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещено.

5.8. Музейные предметы, которые по предварительной оценке представляют историческую и культурную ценность и требуют проведения дополнительных исследований профильными специалистами, направляются для экспертизы в государственные музейные учреждения с соблюдением необходимых формальностей.

5.9. При наличии в музее предметов, имеющих историческую и культурную ценность, необходимо обеспечивать надлежащие условия их хранения (температурно-влажностный режим, световой режим, защита в экстремальных ситуациях).

5.10. При наличии нескольких экспозиций в музее ведется учет их количества и состава (приложение № 4).

5.11. При оформлении выставочных экспозиций музея демонстрируемые материалы маркируются с помощью бирок (этикеток) с обязательным наличием информационной части.

5.12.Оформление и расположение бирок (этикеток) определяется в процессе работы над экспозицией, с наиболее рациональным решением художественных и информационных задач.

Заместитель Министра
образования и науки
Луганской Народной Республики                                                                                                              О.С. Жданова

приложение 1 1

 

приложение 2 2

приложнение 3 3

приложение 4 4