Утверждены приказом
Министерства образования и науки
Луганской Народной Республики
от 27 августа 2018 № 793-од
Методические рекомендации
по организации работы музеев, музейных комнат, музейных уголков в образовательных организациях (учреждениях) общего и среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
на 2018-2019 учебный год
Музей, музейная комната, музейный уголок образовательной организации (учреждения) Луганской Народной Республики (далее - музей) - структурное подразделение образовательной организации (учреждения) Луганской Народной Республики, выполняющее образовательно- воспитательные задачи музейными средствами и ведущее патриотическую, историко - культурную и нравственную деятельность.
Настоящие методические рекомендации адресованы для использования в работе руководителями образовательных организаций (учреждений) общего и среднего профессионального образования.
1. Общие положения
1.1. Музей образовательной организации (учреждения) Луганской Народной Республики организуется в целях образования, воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся, а также сохранения историко-культурного и природного наследия Луганской Народной Республики.
1.2. Профиль и направления деятельности музея определяются образовательной организацией (учреждением).
1.3. Музеи образовательных организаций (учреждений) могут обращаться за получением научно - методической и консультативной помощи к научным организациям и музеям Луганской Народной Республики.
1.4. Экспозиции и фонды музея могут использоваться в образовательном процессе, в организации и проведении массовых мероприятий.
2. Организация и деятельность музея
2.1. Музей в образовательной организации (учреждении) является результатом краеведческой работы обучающихся и педагогических работников.
2.2. Непосредственным организатором музея является образовательная организация (учреждение), в которой будет функционировать музей.
2.3.При присвоении образовательной организации (учреждению) имени выдающегося человека, в экспозиции музея отражается поисковая работа по увековечиванию профессиональной и общественной деятельности человека, имя которого присвоено образовательной организации (учреждению).
2.4. Профиль музея образовательной организации (учреждения) определяется тематикой, на основе которой строится его основная экспозиция и может быть:
историческим — военно-историческим, истории городов и районов, населенных пунктов, образовательных организаций (учреждений);
краеведческим - музей комплексного профиля, в котором собраны коллекции, касающиеся не только истории, но и природы;
этнографическим - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;
художественным - литературные, искусствоведческие, которые основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства;
естественнонаучным - геологические, биологические, зоологические, экологические, которые создаются с целью более углубленного изучения природы родного края;
техническим - музеи, посвященные истории развития техники. Связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.
2.5. Жанр музея определяется потребностями и спецификой образовательной организации (учреждения), а также степенью интеграции в образовательный процесс (музей - экспозиция, музей - выставка, музей - мастерская, музей - студия, музей - лаборатория, музей - клуб, музей - театр, музейный центр, музей - игротека, музей - экскурсионное бюро и т.д.).
3. Основные формы деятельности
3.1. Музей образовательной организации (учреждения) может осуществлять следующие виды деятельности:
изучение родного края, в том числе с организацией и проведением походов;
научно - исследовательская работа;
комплектование, учет, описание, хранение предметов фонда музея;
экспозиционно-выставочная деятельность на территории образовательной организации (учреждения) и выездного характера;
научно-образовательная деятельность;
научно-исследовательская деятельность по изучению музейных предметов;
просветительская работа;
методическая работа и разработка рекомендаций по проведению тематических мероприятий;
информационная деятельность;
3.2. Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией, к которым относятся:
учебные занятий в музее;
занятия в аудиториях с использованием музейных предметов;
тематические лекции;
беседы;
экскурсии;
театрализованные действия;
выставки;
научные чтения;
конференции;
консультации;
семинары;
клубы;
тематические вечера;
уроки мужества;
дни профессий;
фольклорные и Исторические праздники;
конкурсы;
исторические игры;
квесты.
3.3. Мероприятия, проводимые на базе музея образовательной организации или с участием его экспозиций (фондов), фиксируются на протяжении учебного года (приложение № I).
3.4. При организации посещения музея образовательной организации (учреждения) обучающимися (приглашенными лицами) информация о посещениях музея фиксируется на протяжении учебного года, включая каникулярное время (приложение № 2).
4. Руководство деятельностью музея
4.1. Непосредственное руководство деятельностью музея осуществляет работник образовательной организации (учреждения), назначенный приказом руководителя образовательной организации (учреждения) Луганской Народной Республики.
4.2. В целях реализации задач деятельности музея образовательной организации (учреждения) может быть создан актив музея, который может включать в себя:
административно - педагогических работников образовательной организации (учреждения);
педагогических работников образовательной организации (учреждения);
представителей родительской общественности;
представителей образовательных организаций (учреждений) дополнительного образования;
обучающихся из числа форм ученического самоуправления, представленных в общеобразовательной организации;
приглашенных лиц, оказывающих помощь практического и представительского характера в вопросах сохранения и развития музея.
4.3. Решения по вопросам перепрофилирования и ликвидации музея принимаются администрацией образовательной организации (учреждения).
5. Обеспечение учета и сохранности материалов
5.1. Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд музея образовательной организации (учреждения). В состав фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно - воспитательном процессе.
5.2. В основной фонд музея входят:
вещественные памятники - орудия труда, предметы быта,
сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично - заводских изделий, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки; памятники и скульптуры, находящиеся на территории образовательной организации (учреждения);
изобразительные - произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;
письменные - газеты, книги, журналы, листовки, документы, письма, дневники, записные книжки.
5.3. В состав научно - вспомогательного фонда музея входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции:
схемы;
диорамы;
муляжи;
модели;
тексты;
репродукции;
аудио и видео материалы;
фотографии массового производства;
скоропортящиеся образцы;
экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.
5.4. Учет музейных предметов осуществляется в фиксированной форме (приложение № 3).
5.5. Учет музея образовательной организации (учреждения) должен обеспечивать сохранность самого предмета и сохранность сведений, имеющихся о предмете.
5.6. Ответственность за сохранность музейных предметов (фондов музея) несет руководитель образовательной организации (учреждения).
5.7. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещено.
5.8. Музейные предметы, которые по предварительной оценке представляют историческую и культурную ценность и требуют проведения дополнительных исследований профильными специалистами, направляются для экспертизы в государственные музейные учреждения с соблюдением необходимых формальностей.
5.9. При наличии в музее предметов, имеющих историческую и культурную ценность, необходимо обеспечивать надлежащие условия их хранения (температурно-влажностный режим, световой режим, защита в экстремальных ситуациях).
5.10. При наличии нескольких экспозиций в музее ведется учет их количества и состава (приложение № 4).
5.11. При оформлении выставочных экспозиций музея демонстрируемые материалы маркируются с помощью бирок (этикеток) с обязательным наличием информационной части.
5.12.Оформление и расположение бирок (этикеток) определяется в процессе работы над экспозицией, с наиболее рациональным решением художественных и информационных задач.
Заместитель Министра
образования и науки
Луганской Народной Республики О.С. Жданова