Полезно Знать

При посещении нашего сайта обратите внимание на раздел "Новое в законодательстве ЛНР", в котором вы сможете ознакомиться с важными для нашей отрасли правительственными документами.

В рамках проекта «Единое слово» в литературном клубе «Верлибр» прошёл ряд встреч, направленных на изучение образов Русского мира. Отдельным исследованием стал материал Максимилиана Синявского, детально рассматривающий в данном аспекте классические произведения.

Художественные образы в русской литературе

Русская литература представлена многочисленными образами. К образу Петербурга обращались многие писатели и поэты: А.С. Пушкин в поэме "Медный всадник", Н.В. Гоголь в повести "Невский проспект" и других петербургских повестях, Ф.М. Достоевский в романе "Преступление и наказание", Л.Н. Толстой в романе-эпопее "Война и мир", А. Белый в романе "Петербург", А.А. Ахматова в "Стихах о Петербурге" и поэме "Реквием" О.Э. Мандельштам в стихотворении "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..." и другие авторы.

 

Образ Руси, России предстаёт в ряде произведений, среди которых, например, "Слово о полку Игореве", поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души", пьеса А.Н. Чехова "Вишнёвый сад", поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения М.Ю. Лермонтова ("Родина"), А.А. Блока ("Россия", "Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...", "Русь"), С.А. Есенина ("Гой ты, Русь моя родная!..", "Запели тёсаные дроги...", "Русь Советская", "Русь", "Спит ковыль. Равнина дорогая...").

Запели тёсаные дроги
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я тёплой грустью болен
От овсяного ветерка,
И на извёстку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить-
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылём.

1916 г.

Образ "лишнего человека". Тип героя - "лишний человек" воплощают образы Александра Андреевича Чацкого (комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума"), Евгения Онегина (роман в  стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"), Григория Александровича Печорина (роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"), Ильи Ильича Обломова (роман И.А. Гончарова "Обломов").

Образ "маленького человека". Тип героя - "маленький человек" представлен образами бедных чиновников Евгения (поэма А.С. Пушкина "Медный всадник"), Акакия Акакиевича Башмачкина (повесть Н.. Гоголя "Шинель"), Мармеладова (роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"), чиновника Червякова (рассказ А.П. Чехова "Смерть чиновника"), Желткова (повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет"); военных, близких к народу: штабс-капитана Максима Максимыча (роман
М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"), капитана Тушина (роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир"); героев-праведников: Матрёны Васильевны Григорьевой (рассказ А.И. Солженицына "Матрёнин двор"), Чудика (рассказ В.М. Шукшина "Чудик"), Юшки (рассказ А.П. Платонова "Юшка") и других героев.

Верлибр. Синявский. Художественные образы

Каковы отличительные черты художественного образа?

Художественный образ обобщает действительность, воплощает в единичном общее, вечное. Примеры собирательных образов героев: сатирические образы чиновников и помещиков в творчестве Н.В. Гоголя

(комедия "Ревизор", поэма "Мёртвые души", повесть "Шинель"), образ талантливого мастера из народа в повести Н.С. Лескова "Левша", образ дельца господина из Сан-Франциско в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско", образ "русского труженика-солдата" в поэме
А.Т. Твардовского "Василий Тёркин", образ военного шофёра Андрея Соколова в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека", образы старух-праведниц в "деревенской прозе" ("Матрёнин двор" А.И. Солженицына, "Прощание с Матёрой" В.Г. Распутина).

С помощью приёма художественного обобщения созданы образ уездного города в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", губернского города в его поэме "Мёртвые души", города Калинова в драме А.Н. Островского "Гроза", провинциальных городов в рассказах А.П. Чехова "Человек  в футляре", "Ионыч".

Может быть использован и приём расширения смысла. Примеры использования этого приёма - мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" (писатель говорит о кривых дорогах, которыми ходит человечество, проблематика произведения нравственная), образ парохода "Атлантида" в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" (обречённой на гибель капиталистической цивилизации), образ сибирской деревни Матёры, которая должна быть затоплена при возведении плотины для Ангарской ГЭС в повести В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой" (изменённый образ всемирного потопа, образ града Китежа: праведники предпочитают гибель существованию в неправедном мире).

Художественный образ создаётся с помощью вымысла, является вымышленным, условным.

Историческая личность в художественном произведении изображается согласно авторской трактовке образа, при этом выражена авторская оценка. Противоречивым можно назвать образ Емельяна Пугачёва в романе
А.С. Пушкина "Капитанская дочка": с одной стороны, это преступник, "злодей", выбравший ложный путь насилия, жестоко расправляющийся с теми, кто отказывается ему присягать, например с капитаном Мироновым, с другой-сильная, широкая, поэтическая натура, персонаж, помнящий добро, держащий слово и помогающий Гринёву в безвыходной ситуации - тогда, когда  оренбургский генерал отказывает главному герою в помощи.

Неоднозначен и образ Петра I в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник": с одной стороны, Пётр I - царь-преобразователь, прорубивший окно в Европу, основавший прекрасный город Санкт-Петербург, с другой - олицетворение жёсткой государственной власти (Пётр I взнуздал Россию, как коня: "Не так ли ты над самой бездной на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?"), государственной необходимости, не учитывающей интересы маленьких людей, разрушающей их судьбы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" противопоставлены образы Наполеона, отрицательного героя, индивидуалиста, выбравшего путь насилия и Кутузова, положительного героя, забывающего о личных интересах и заботящегося о людях. Писатель выражает нравственную идею: " Нет величия там, где нет простоты, добра и правды".

Художественный образ является частью искусства, имеет эстетическое значение (художественное, связанное с творчеством).

Художественный образ, созданный писателем, можно отнести к одной из эстетических категорий-трагическому, комическому, прекрасному. Так, трагическое начало свойственно образам Евгения Базарова, героя романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", комическое (а именно-сатирическое)-многим персонажам Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова. Прекрасны образ лирической героини стихотворения А.С. Пушкина "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), образ Руси-рая в стихотворении С.А. Есенина "Гой ты, Русь моя родная!..".

Художественному образу свойственны многогранность, неисчерпаемость. Авторы литературных произведений поднимают проблемы, но не решают их полностью; читатель наполняет художественный образ своими мыслями и чувствами, становится соавтором.

Так сложен, противоречив образ Григория Печорина, главного персонажа романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени": Печорин и играющий жизнями людей, разрушающий людские судьбы и тем самым пытающийся развеять свою скуку эгоист, и незаурядно мыслящая, страдающая, судящая себя личность, ищущая смысл жизни, человек действия, пытающийся реализовать себя в "эпоху безвременья" (спада общественной мысли после подавления восстания декабристов, во время правления Николая I).

Далеко неоднозначен образ странника Луки-героя драмы М. Горького "На дне": по замыслу автора, Лука-отрицательный персонаж, уводящий других действующих лиц от жестокой правды жизни, пытающейся успокоить их, усыпить их сознание своими проповедями, лгущий во спасение-подобно тому, как это делается в несправедливо устроенном буржуазном обществе. Жизненные взгляды создателя пьесы, близкие социалистическим идеям, выражает другой герой - Сатин: "Ложь-религия рабов и хозяев...правда-Бог свободного человека!", "Человек-свободен...он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум...", "Надо уважать человека! Не жалеть...не унижать его жалостью...уважать надо!". Тем не менее, с позиции современного читателя Лука-персонаж положительный: старик видит в опустившихся, потерявших своё имя ночлежниках прежде всего людей, способен к состраданию, милосердию. Поставленный автором в драме вопрос о том, что важнее-правда или сострадание, неправомерен: и то, и другое должно присутствовать в жизни.

Существуют различные трактовки появления образа Христа в поэме А.А. Блока "Двенадцать", посвящённой событиям Октябрьской революции 1917г., единого мнения литературоведов на этот счёт нет: появление Христа свидетельствует об исключительной, ещё не осознаваемой людьми важности события, революцию можно сравнить со страшным судом, красноармейцы совершают убийство Катьки, стреляют в невидимого за вьюгой Христа, отрицая нравственные основы, но не перестают быть "бедными", подобными детям, вызывать жалость, потому что не ведают, что творят, и Христос пришёл спасти грешников...

Художественный образ является одной из важнейших категорий эстетики, определяющей суть искусства, его специфику. Само искусство, в частности художественная  литература, часто понимается  как мышление в образах и противопоставляется мышлению концептуальному, научному, возникшему на более позднем этапе человеческого развития.

Список использованной литературы:

- Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции-М., 1996.

- Бахтин М. м. Вопросы литературы и эстетики.- М.,1975 ("Формы времени и хронотока в романе").

- Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.,1975.

- Бахтин М. М. Литературно-критические статьи.-М.: Худ. лит., 1986.

- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.-М., 1979 (" Проблемы содержания, материала и формы...", "Автор и герой в эстетической деятельности").

Автор статьи: Максимилиан Синявский