Полезно Знать

При посещении нашего сайта обратите внимание на раздел "Новое в законодательстве ЛНР", в котором вы сможете ознакомиться с важными для нашей отрасли правительственными документами.

Новое время требует специалистов в любых сферах, особенно в профессиях, находящихся на стыке нескольких наук, обладающих «творческостью» в решении любых задач, креативно мыслящих, мобильных в поиске информации; решающих возникающие проблемы нестандартно, находчиво, оригинально, владеющих несколькими языками, а значит свободно ориентирующихся в полилингвальном культурном пространстве; требует  появления людей  толерантных, имеющих развитую языковую личность. Школа 21 века призвана готовить именно таких выпускников.

Чтоб достичь требуемого уровня сформированности языковой, коммуникативной, культурологической компетенций в результате изучения школьной программы, которая включает  несколько иностранных языков (английский, немецкий, французский); успешно пройти процесс социализации в обществе и найти свое место в нем, стать успешным, востребованным специалистом в выбранной профессии, каждому обучающемуся специализированной школы необходимо не только усвоить базовую школьную программу, но и развить свои задатки, способности, творческий потенциал.

Наша специализированная школа работает в поликультурном пространстве в условиях исторически сложившегося  билингвизма и имеет специализированные классы по русскому языку и литературе, иностранным языкам. Она дает возможность детям глубоко изучать родной язык и проявлять свой творческий потенциал благодаря развитой системе внеклассной работы ( городской турнир знатоков жизни и творчества В. Даля, класс - музей В.И. Даля, музей истории школы,  факультативный курс «Журналистика» (средняя школа), литературный кружок «Апрель» и т.д.). Современная школа может с успехом сформировать у каждого обучающегося языковую личность, о важности формирования которой вот уже второе десятилетие говорят лингвистика, психолингвистика и педагогика.

Как показывает опыт работы, именно дети с высоким интеллектом, творческим потенциалом зачастую испытывают трудности в адаптации и в общении со сверстниками. Они нуждаются в особом внимании педагогов и психологов, корректирующей работе, поддержке со стороны классных руководителей, психолого-социальной службы школы, руководителей творческих объединений, кружков.

Изучение классного коллектива по методикам В.А. Киричука, что проводятся в нашей школе с 2004г. помогает выявить детей, обладающих большим творческим потенциалом, работать с ними не только в классных коллективах, на уроках, но и во внеклассной, кружковой работе, в творческих объединениях школы. Закономерно и  участие этих детей, показавших высокий уровень академической одаренности, мощный творческий потенциал, в олимпиадном движении, в научно-исследовательской работе в рамках МАН, самых разнообразных городских, республиканских, международных предметных турнирах и конкурсах, а также и в литературных конкурсах различного уровня – городских, республиканских, международных, конкурсах РФ.

Действительно в результате работы с учащимися во внеклассной, кружковой деятельности на основе поддержки и принятия их эмоций, развития коммуникативных умений и навыков, вербально - поэтического творческого потенциала у ребят повышается не только уровень развития творческого мышления и творческих проявлений в различных областях, но и уровень интеллектуального развития, самооценка, возрастает самоуважение,  социальная адаптация идет более успешно, растет чувство собственного достоинства.   Исходя из 28-летнего  опыта кружковой и внеклассной работы по предмету можно  уверенно подтвердить, что психологическая поддержка личности, принятие и понимание ее эмоциональных состояний, ее жизненного индивидуального опыта в виде литературных произведений различных жанров  приводит к дальнейшему развитию творческого потенциала, исчезновению или ослаблению девиантного поведения, спровоцированного особенностями и сложностями развития личности в раннем и среднем пубертате. С 1992 г. в специализированной школе №5 г. Луганска активно действовал городской  ЮКАП «Апрель» (юношеский клуб авторской песни и поэзии), а с 1997г. и по сегодняшний день работает школьный литературный кружок с тем же названием под руководством Третынко Л.Н., учителя высшей категории, старшего учителя СШ №5. Рамки статьи не позволяют описать подробнее результаты работы этих творческих объединений. Ограничимся результатами последних нескольких лет деятельности литературного кружка «Апрель». Участники – школьники 5- 11 классов- с 2014 по 2020 г. занимаются по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Проба пера» (автор- Медведенко А.Е., руководитель кружка Государственного учреждение «Луганское учебно-воспитательное объединение «Академия детства» г. Луганск).  В 2016-17 уч. г. кружковцы приняли участие в таких конкурсах: 1.Открытый конкурс «Услышьте, люди, крик детей Донбасса: «Мы - не мишени! Мы - живые люди!» в Государственном учреждении «Луганская школа І-ІІІ ступеней № 55». Сочинение  Савковой Анны (9-А, рук. Третынко Л.Н.), Каракуц Веры(11 –А кл.,рук. Третынко Л.Н.). 2. Республиканский конкурс среди  читателей библиотек ЛНР. Сказка – книжка  с авторским оформлением. Это долгосрочный проект с участием родителей, педагогов и детей 5-А класса. Автор сказки - Букреева Катя (5-А класс, редактор - Третынко Л.Н., руководитель литературного кружка; техническое исполнение - Зубкова О.Ю., заместитель директора по воспитательной работе, иллюстрации – дети и родители 5-А класса).

Республиканский конкурс «Молодые голоса-2017». Луганская юношеская библиотека (проза, поэзия, журналистика. Участники - до 35 лет. Эссе «Навеки непокоренные» в конкурсной рубрике «Молодая гвардия». Катерина Смирнова (8-А кл.)– 3 место. Работа вошла в печатный сборник молодых авторов ЛНР «Молодой луг».4. Республиканский конкурс академии им.М.Л. Матусовского. Эссе - Савкова Анна(9-А класс), рук. Третынко Л.Н. В 2017-2018 уч.г. ребята поучаствовали в таких конкурсах:1.Букреева Екатерина (6-А класс ГУ «ЛОУ-СШ №5»). Эссе "Мой самый родной человек". Международный литературный конкурс "Родное сердце". Вектор-успеха. РФ. Работа размещена в электронном виде в сборнике конкурсных работ «Родное сердце».В 2018-2019 уч.г.: 1.Смирнова Екатерина(9-А кл.). 27 республиканский литературный конкурс «Молодые голоса», в номинации «Проза» (рассказ)-3 место. 2. Городской школьный турнир памяти В. Даля (ноябрь 2018г.)- 2 место в номинации «Поэзия» занял  Гомбеев Данила (11-А класс) со стихотворением «Владимир Даль».

Аристотель определял человека в качестве меры всех вещей.  Исходя из концепции языковой личности, добавим, что интеллект выявляется посредством языка, развивается с помощью языка, оценивает  мир вещей, идей, эмоций и человеческих отношений средствами языка. Без знания родного языка  даже с внушительным багажом знаний,что дает специализированная школа, ущербной будет та личность ,что недополучила в детстве коммуникативных умений, навыков  при изучении родного языка, огромного культурного пласта родной литературы ,который сконцентрировал опыт многих поколений, не получила  возможности творческого самовыражения в любых кружках и творческих объединениях. Именно такой  опыт и такой спектр знаний  позволит личности ребенка в дальнейшем  стать успешной, адаптированной к сложностям жизни, творчески  выраженной в социуме, востребованной  в профессиональном и личностном планах.

Хочется закончить  статью цитатами из творческих работ ребят-кружковцев. Эссе Смирновой Е. «Навеки непокоренные»: «А эти страшные четыре года, рассыпаясь на черные, гулкие, тревожные сутки, текли так неспешно, что  казалось: время остановилось… Застыло  в солдатских треугольничках- письмах, в  недосказанных мыслях, планах на будущее, недописанных строках молодых людей, уходивших на фронт. Уходивших в « навсегда». Из  угловатых, смешливых мальчишек  школьного выпуска 1941 года остался в живых один их десяти… Из класса в 30 человек- трое…  И поседевшие девочки, заменившие  мужчин за станками, в поле, на патронных заводах…

Это  на их плечах в 50-60 годы будет возрождаться страна… Но это будет потом. Война... Сколько боли и страданий в одном слове, сколько загубленных цветущих жизней! Судьбы сотен  тысяч людей переплетаются с черной, источающей смерть и ужас нитью войны. Войны как   четырехлетнего ежедневного подвига  в противостоянии недосыпающих, постоянно голодных, измученных борьбой и неизвестностью  Людей – с сытым  недочеловеками в обличье вполне благополучных немецких обывателей с плиткой шоколада, пивом, томиком Гитлера и надписью на пряжках ремней «С  нами Бог!», почему-то поверивших, что они одни достойны жизни и процветания. Маленький, провинциальный,  какой-то беззащитный в искренности и простоте  шахтерский  городок  Краснодон... Зеленые парки,  аллеи, щедро осыпанные пыльцой   летнего  солнца...Казалось, ничто не нарушит его незатейливую  красоту… Но наступил этот страшный день испытания для его юных жителей, испытания, что далеко не всем  взрослым  по плечу.

СШ 5. Развитие языковой личности 2

Они стоят перед моими  глазами. Мальчишки - дерзкие, улыбчивые, простые, совсем обычные мальчишки. И девочки- хрупкие тонкие , умеющие  и поддержать, и порадоваться жизни, и стихи о любви со сцены почитать, и под баян задорно сплясать… А потом - клеить листовки ночью в комендантский час стынущими тонкими пальчиками, упорно и презрительно  молчать на допросах, не рыдать, уже понимая, что живыми их родные не увидят, ни  любви не будет, ни свадеб- ничего… А еще страшное пережить надо   - выстоять перед черным кошмаром шурфа шахты…Вот такими оказались ворота в бессмертье для  молодогвардейцев. Ах, как   высока цена для такой упрямой стойкости и презрения к врагам- разрывающая физическая боль и  обидная смерть в пору расцветающей юности…

Они смогли. Сильные и бесстрашные, совсем  невзрослые люди с душами мудрыми и седыми, шагнувшие  в бессмертие в отчаянном желании  защитить Родину, землю и честь страны, что их растила. Эти прощальные  взгляды карих, серых, голубых глаз – над шурфом, над ненавистными немецкими мундирами, над  родным  городком, над жизнью, так и не случившейся с ними, и-  над смертью! Эти взгляды, прощальные, ясные и пронзительные,  заставляют по-особому все эти годы  сиять краснодонское небо, родную для них  краснодонскую землю, за которую они  просто, мужественно и не крикливо, без жгучего желания славы и почестей отдали жизнь. Любовь Шевцова, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Иван Туркенич...Все они  шли наперекор судьбе, стремясь остановить фашизм, что так зверски искалечил их землю и судьбу их Родины. 

Ежегодно вот уже столько лет звучат в Краснодоне  звонкие марши Победы!  А ветеранов, бывших свидетелями и участниками этих событий, становится  все меньше. Они переходят постепенно и неумолимо в мир теней, к тем ребятам у шурфа, улыбки которых не смогли остановить ни разбитые в кровь лица, ни переломанные тела, ни муки, ни смерть. И твердым  взглядом ветераны с молодыми глазами и юные герои-молодогвардейцы  с седыми от боли душами  смотрят на нас с вами -  людей, ради которых такой страшной ценой они шли к Победе. Смотрят по-доброму и требовательно. И под этими взглядами  совестно и неловко неправильно, пусто и бессмысленно  жить. Смысл их жизней -  высокий и героический: противостоять злу, выжить и победить. И рядом с такой памятью стыдно не соответствовать».

Третынко Л.Н., учитель украинской и русской филологии,
учитель высшей категории,
старший учитель ГУ ЛНР "ЛОУ -СШ №5"